cvarnou (cvarnou) wrote,
cvarnou
cvarnou

Categories:

Менгон-2012... Экспедиция в "Долину смерти"


Давно была мечта посетить это место и вот в пятницу после работы мы прыгаем на поезд "Юность" и отправляемся на поиски приключений...



Ага, прыгаем... По причине опоздания Новосибирского вагона нам пришлось час мариноваться в собственном соку. В вагоне было +31, пассажиры выли... "Современные" плацкартные вагоны с кондиционером имеют всего несколько окон с форточками, ну а кондиционер у них работает только на ходу... Все это удовольствие сейчас стоит около тысячи рублей в один конец. Зато в поезде теперь биотуалет... Итак ладно, до Менгона едем на теповозной тяге...



Поезд приходит в четыре утра, стоит одну минуту. Проводница сначало открывает одну дверь - вокруг темно и стоит товарняк, затем вторую - та же история... Видимо тут сходят раз в три года коль даже проводник понятия не имеет с какой стороны расположен вокзал... На станции отсутствует перрон, спрыгиваем на щебень... Из освещения один фонарь светящий себе под нос... Находим таки станцию и от нее уже по навигатору начинаем двигаться в нужном нам направлении...






Менгон - Болоньское сельское поселение Амурского района. Примерно в 80 -и километрах от Комсомольска-на-Амуре. По данным с викимапии население станции 71 чел.(2010), 35(2011), а по ощущениям и то меньше... Первого человека мы встретели только в обед. Из предприятий сейчас здесь осталась только станция, до 2009 года действовала часть ГСМ (с 1940-х годов между прочим!)



В местной лавке все только необходимое: тущенка, спички, сигареты да пиво... Местные жители очень приветливы и общительны.



Основная цель экспедиции: добраться и исследовать недостроенный гиганский аэродром в тайге...

Из истории:

В 1940-х неподалеку от поселения Менгон действовал военный грунтовый аэродром. На аэродроме базировался 445-й бомбардировочный авиационный полк. Полк имел на вооружении бомбардировщики Ту-2 и действовал в составе 326-й бомбардировочной авиационной дивизии. Полк был расформирован в 1946 году. Военные вспомнили про аэродром только спустя более 10 лет. По воспоминаниям очевидцев, в 60-х аэродром был вновь восстановлен, ВПП отсыпали щебнем. На том и забыли, пока в 1980-х не началось строительство огромного супер аэродрома для нужд МО СССР. Кстати следует заметить что строили на новом месте, на три киллометра глубже в тайгу. На месте старого аэродрома был возведен военный городок, ну а о стоявщем авиаполку сейчас напоминают лищь котлованы землянок в глубине тайги...

Аэродром 1-го класса планировался для будущей передислокации 310 ОПЛАП (310-й Отдельный противолодочный авиационный полк), а также должен был стать одним из резервных мест для приземления космоплана советской многоразовой транспортной космической системы «Буран».

По неподтвержденным данным строительство вели с 1982(3) по 1991 год, из за особеностей технологии монолитного бетонирования работы можно было проводить только при плюсовой температуре воздуха. Основная ВВП с размерами 3300х50 м изготовлена монолитным методом. Магистральная рулежная дорожка (1650х18 м), соединительная рулежная дорожка (220х16 м) и место стоянки (500х78 м) были покрытое бетонными плитами. Так же плитами была выложена дорога от станции Менгон до аэродрома.

С развалом СССР работы были прекращены, но основное уже было сделано. Тысячи кубометров бетона залиты в одну сплошную ровную нить... В 1992 г. Распоряжением Правительства РФ от 17.04.1999 г. N610-р аэродром Менгон ("объект 7604") в недостроенном состоянии был передан в государственную собственность от Министерства обороны администрации Хабаровского края вместе со всей инфраструкторой.



До аэродрома от станции четыре километра...



Кругом дикая тайга, позже местные хватались за голову когда узнали что мы ходили туда без оружия...



По пути встречаем подстанцию... это добавляет оптимизма что цивилизация еще рядом...



На подходе сбываются наши страшные опасения - доступ на аэродром закрыт военными. За аэродромом находится каменный карьер, с 2010 его начали использовать военные для утилизации боеприпасов. Так как дорога на карьер идет только через аэродром, то доступ на аэродром они перекрыли. А в результате несчасного случая охрану к нашему приходу еще больше усилили...



Больше дороги на аэродром нет, вокруг топкие мари...






Раздвигая локтями медведей мы прорываемся на аэродром! Ура!



ВПП в отличном состоянии, масштабы поражают...









Система водоотведения аэродрома. Именно она стала источником мифа о метровой толщине аэродрома...






На фото видно где заканчивается аэродромное покрытие и начинается колодец водосбора.






В конце ВПП находим надпись



Надпись гласит:

ОБЪЕКТ ВПП

Начало 8.08.8(?)

Окончание 2.06.90

Строительство вели:

73916 40931

34073 04657

01686 14931

К сожалению часть надписи разрушена и полностью мы не смогли ее прочесть, в реконструкции так же возможны ошибки.



Место стоянки (500х78 м)



Соединительная рулежная дорожка (220х16 м)
Назад прорывались через вояк, они нам очень удивились и еще больше удивились тому что мы ходим в этих местах без оружия... Досмотрев шмотники на предмет выноса боеприпасов отпустили на съедение медведям...

Кстати название "Долина смерти" дана солдатам стройбата за очень тяжелые условия службы.

Вот прекрасные стихи Олега Ковалева:

Баллада о Долине Смерти

На Дальнем Востоке, в болотах погрязшем,
Среди молчаливых, таинственных гор
Большая долина с названием страшным
Лежит, протянувшись на версты кругом.

Там в жаркое лето прохладно и сыро,
Туман выползает из мертвых болот.
Потеряна всякая связь с внешним миром
И путник, зашедший туда, пропадет.

Охотник не ходит туда за добычей,
Хоть много зверья там живет.
Не надо, видать, никому этой дичи—
Оттуда никто не придет.

Тайга—как стена; не пройти, не проехать,
И мох под ногами, нет твердой земли.
В лесу завывает протяжное эхо,
Пугает, мешает, сбивает с пути.

Багульник цветет на пустынных низинах
И запах тяжелый над ними стоит,
А ветер разносит его по долине
И воздух в долине тогда ядовит.

Вокруг ни души—одиноко, пустынно,
Могилы за каждым холмом.
Не зря называют нанайцы долину
Зловещим названием “Менгон”.

Дословный перевод с нанайского: "пересеченное реками место"; иные варианты - "приспособление для ловли рыбы" и "тысяча" ( Топонимы БАМа



В трех километрах о аэродрома находится заброшенный военный городок строителей, по рассказам очевидцев старый грунтовый аэродром находился на месте этих пятиэтажек.









Встречаются газеты конца 80-х






На пятом этаже комаров нет, можно и перекусить...






Это общежитие так и небыло заселено хотя здание было полностью введено в эксплуатацию
























Мародеры на ночь оставляют технику с ключами в замке зажигания...



Полный комплект...



РБУ



Тепловозоремонтного депо






Остатки былой роскоши, раньше тут вся дорога была покрыта плитами... сперли все... местным не удалось отстоять даже главную улицу села...

Уехали в тот же день, поезд приходит без пяти 12... Как на зло пошел ливень, весело было...

Немного неопубликованных фото есть на Яндексе
Tags: abandoned, Амурский район, Поездки и походы, Природа, Хабаровский край, история, пеший туризм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 81 comments